мой взгляд...
мой взгляд...
ARTГАЛЕРЕЯ.    КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАФИКА, ЖИВОПИСЬ, КОЛЛАЖ
     
 
 
ИСТОРИЯ СОВЕТСКОГО (РОССИЙСКОГО) ПЛАКАТА

История российского плаката  *  ПЛАКАТЫ:   до 1917г.  *  1917-1921г.  *  1921-1953г.  *  1953-1961г.  *  1961-1985г.  *  1985-1991г.  *  после 1991г.  *  В.И.ЛЕНИН  *  Ударный труд   *  Спорт  *  ПАРТИЯ  *  Комсомол  *  9мая  *  Борьба за мир  *  Космос  *  Советская армия  *  РАЗНОЕ

Главная / История плаката

      XX век в истории нашего отечества - это время крушений и обновлений, отчаяния и надежд. Россия монархическая, Россия советская, СССР и наконец, Россия демократическая. Грандиозна и вместе с тем трагична её судьба: войны и кардинальные политические перемены, подъемы и спады в промышленности и сельском хозяйстве, взлёты и падения в культуре. И каждый чётко обозначенный период в истории страны адекватно отражён в графических листах плакатной публицистики. Плакат работал в каждый текущий момент. Плакатные герои, символы и слова призывали и воспитывали, аппелируя к общественному сознанию понятными выразительными средствами. Но плакат исчезал, видоизменялся всякий раз так же неотвратимо, как неотвратимо менялось событие, и, словно перевёрнутая страница, он сохранялся впамяти знаком исторического отрезка времени.    
В.Лебедев
Петроград-1920 г.

  Около 1500 произведений -уникальных, малоизвестных теперь, но популярных в своё время политических, театрально- зрелищных, рекламных плакатов, отражающих "этапы большого пути" - составляют коллекцию данного диска. А за каждым произведением стоит автор, то есть художник - гражданин, который не мог остаться равнодушным к переменам и катаклизмам в обществе, к насущным проблемам государства и человека. Среди этих неравнодушных такие известные мастера русского изобразительного искусства, как И. Билибин и А. Архипов, К. Коровин и Б. Васнецов, Л. Пастернак и Б. Кустодиев - если взять, к примеру, ранний период становление российского плаката.
      Русский плакат конца ХIХ-начала ХХ века - это в основном благотворительная афиша, которая призывает собрать пожертвование на борьбу с чахоткой, на помощь бедным детям и раненым, на усиление русского военного флота и т.д. Б плакатах дореволюционного периода нетрудно заметить стилистику книжной графики. Плакатами эти графические листы можно назвать, главным образом, потому, что их композиция уже рассчитана для восприятия на улице, в них обязательно присутствует шрифт, активно работает слово (призыв или информация). Но вот свершается Октябрьская революция, и 1917 год навсегда отделяет жирной чертой многовековое православное прошлое России и её непредсказуемое
будущее. И плакат в условиях неразберихи, неграмотности населения и разрухи становится активным популяризатором новых идей, рупором большевистских лозунгов и грандиозных программ. Пройдёт немного лет, и плакат обретёт совершенно новое лицо.
      Известный мастер плакатной продукции 20-х годов Л. Лисицкий рождение уникального плаката объяснит следующим образом: "В нашем молодом поколении художников за время революции скопилась скрытая энергия, которая ждала только больших заказов от народа, чтобы проявить себя. Аудиторией стала широкая масса, масса полуграмотных. Революция провела у нас колоссальную просветительскую и пропагандистскую работу. Традиционная книга была разорвана на отдельные страницы, в сто раз увеличена, более красочно расписана и как плакат вывешена на улицу: Из-за недостатка печатных средств, а также из-за спешки нормализованная лапидарная ручная работа была самой подходящей и благородной для простого механического размножения". Да, плакаты в это время размножались трафаретным способом на бумаге, картоне, фанере. Язык этих плакатов был предельно лаконичен, лапидарен (как,

например, в плакате В.Лебедева Петроград-1920 г.), и размножались они быстро, вручную и, разумеется, в малом количестве, но они оперативно заполняли существующий вакуум в информации. Достаточно вспомнить Окна РОСТа, созданные Б. Маяковским, шершавый язык плаката которого стал эквивалентом времени. Эти Окна своими раскадровками, обилием разъяснительного текста и были призваны доносить до малограмотного населения доходчиво и просто насущные задачи текущего момента. Б отсутствие производства тиражирования плакатной продукции значение Окон РОСТа, трудно переоценить.
      Новаторские достижения плакатной графики 20-х годов были настолько оригинальны и так органично вписывались в уличную среду, что в последствии превратились в некий эталон целесообразности и вкуса. Другими словами, была открыта закономерность между содержанием плаката, его стилистикой и, что очень важно, средой обитания, всегда неблагоприятной для изобразительного искусства и агрессивной. В этом легко убедиться, если представить расклеенными в ту пору на улицах работы В. Маяковского, М. Черемных, Л. Лисицкого, Д. Моора и всех тех, кто активно и успешно работал в плакате послереволюционных лет.
      Насыщенный пятнадцатилетний (1917-1932) период становления советского плаката, (это относится ко всем жанрам плакатного искусства -политическому, рекламному, зрелищному), продолжал оказывать своё благотворное влияние на всё последующее развитие плаката не только отечественного, но и зарубежного.
И. Тоидзе
"Родина -мать зовёт!"

Среди культурно -зрелищного жанра в этот период достигает своего расцвета киноплакат. У его истоков тогда находились такие прекрасные сценографы и кино плакатисты, как братья Владимир и Георгий Стенберги (2Стенберг2). Вообще, культурно - зрелищный плакат - это зеркало состояния культуры страны, так как он вполне отражает духовную жизнь общества. Тут важно все: на какие спектакли, фильмы, выставки приглашает зрелищный плакат и на каком графическом уровне он выполнен сам. Целая плеяда художников культурно - зрелищного плаката создала летопись культурной жизни советизированной России 20-х годов...
      Годы 1933-1973 в истории советского государства были наполнены такими масштабными событиями, как коллективизация сельского хозяйства и индустриализация страны, как разгром немецкого фашизма и восстановление разрушенного народного хозяйства. И судьба советского плаката складывалась не всегда легко и просто. Облик плаката в 30-е годы начинает заметно меняться, и
В. Иванов
"На запад!"

былая его выразительность и острота смягчаются. Язык плаката всё больше становится схожим с языком живописи или станковой графики. Особенно заметным процесс, станковизации мы наблюдаем в годы Отечественной войны. Но тем не менее в это время были созданы такие сильные плакатные листы, как "Родина-мать зовёт!" И. Тоидзе"На запад!" В. Иванова, " Жду тебя, воин -освободитель!" Д. Шмаринова и многие другие. Плакат военного времени работал на победу, и ещё не известно, нужны ли были формальные графические изыски и утончённости искусству агитации в столь суровое время. Лозунг "Всё для фронта, всё для победы!" был обязателен для всех. Но уже в послевоенные годы застывшая стилистика всё больше становится архаичной и постепенно превращается в штамп...
Д. Шмаринов
" Жду тебя, воин -освободитель!"

    С середины 50 -х годов наблюдается переход на новые творческие позиции. Это объясняется известными конкретными причинами, выразившимися в том, что начался довольно активный процесс в общественной жизни страны, связанный с освобождением от последствий культа личности. Обязательные установки сверху несколько ослабевают (а точнее: видоизменяются), и плакат, как и все другие жанры изобразительного искусства, получает новое дыхание. Он снова обретает плакатное лицо, становится выразительным, метафоричным, более интеллектуальным и современным. Теперь у молодых плакатистов, сменивших достойных своего времени "стариков,"есть на что оглянуться. За их плечами советская школа плакатной графики 20-х годов, плакат военного времени. Пройдёт всего несколько лет и, преодолевая станковизм и стилистическую инертность, советская плакатная графика прочно и по праву займёт своё место на международных форумах, где в это время уже лидируют польские плакатисты. Начиная с 60-х в плакат прочно входит метафора, и есть такое предчувствие, что она осталась там навсегда. Можно перечислить сотни наших плакатов, построенных исключительно на метафоре и получивших международное признание (например, плакат В. Каракашева "Миру-мир"). Новые
В. Каракашев
"Миру-мир"

пластические концепции теперь не могут обойтись без символа или знака. И не удивительно: ведь символика доступна всем. Она живёт, можно сказать, вне времени, вне языка. К ней приобщено бесчисленное количество людей. А поэтому символический национальный плакат может обрести планетарное существование. Символов немного. Но кто не поймёт, какое содержание включает в себя голубь, серп и молот, звёзды, флаг, глобус т.д. И художники-плакатисты, бесконечно варьируя символы и знаки, достигают новые запоминающиеся выразительные эффекты в своих плакатах (Р. Сурьянинов "Нет гонке вооружений!").
      Таким образом, с начала шестидесятых годов советский плакат вступает в новый виток творческих поисков и открытий. Понятие "искусство" агитации всё больше вытесняется понятием "агитация искусством". Целая плеяда плакатистов-шестидесятников активно и самоотверженно возрождает старые и разрабатывает новые методы эстетического воздействия на человека, не ставя под угрозу идейное содержание плакатных листов. Более того, современные выразительные средства более полно способствуют выражению идеи, изначально заложенной в плакате. Единство формы и содержания- вопрос, который снова поставлен временем на повестку дня. Среди плакатистов 60-х ученики М. Черемных, продолжатели его традиций О. Совостюк и Б. Успенский, а также художники В. Каракашев и Л. Левшунова, Е. Цвик, Н. Бабин и О. Масляков, С. Дациевич, В. Кононов и многие другие,
Р. Сурьянинов
"Нет гонке вооружений!"

сотни плакатов которых могут составить замечательные коллекции будущих компьютерных дисков.
      Время продолжает работать на плакат. Так называемый "застойный" период отразился на плакате не настолько отрицательно что можно было бы говорить об упадке плакатного искусства. Ширились международные творческие контакты художников, которые способствовали, с одной стороны, интернационализации советского плаката, но с другой - провоцировали выработку собственной национальной стилистики. Обретали своё лицо творческие коллективы плакатистов в Ростове- на -Дону, Пензе, Воронеже, Калининграде и др; утверждались национальные школы в Прибалтийских республиках, в Ленинграде, Москве, Киеве, Минске; становилось на ноги искусство плаката Закавказких и Среднеазиатских республик. И если политические и иные внутренние проблемы страны были несколько приглушены, то животрепещущие проблемы мира, экологии, холодной войны стали для плаката актуальны и находили в нём повсеместное отражение. Именно в этой ситуации раскрывались сильные стороны зрелого искусства плакатной публицистики, и в спокойный, т.е. в "застойный" период шлифовалось мастерство художников-плакатистов. Многочисленные выставки в стране и за рубежом, биенале, триенале плаката конкурсы подтверждали
новый мощный всплеск всех жанров советского плакатного искусства.
      Конец 80-х - это поворот политического курса страны на сто восемьдесят градусов, это новое крушение устоев, освобождение от традиций. И плакат готов принять на себя перегрузки: Плакатисты снова, как в 20-е годы, поверили и пошли в ногу со временем, и то, что утверждалось десятилетиями, стало обрекаться на осуждение и позор. Плакат заработал с удвоенной энергией, но теперь уже не в трафаретном изготовлении в несколько десятков экземпляров, а многотысячными и многокрасочными тиражами, а также представленный сотнями на различных художественных выставках. И если 70 лет назад молодой простодушный советский плакат (в лице Б. Маяковского, М. Черемных, например) пытался сокрушить русскую православную Церковь, то теперь плакатисты яростно вступились за православие и стали способствовать своими прекрасными произведениями повсеместному восстановлению церковной жизни на Руси. Но не до конца разобравшись в сложных политических катаклизмах, не имея возможности, времени и должной информации, чтобы понять и верно оценить происходящее, молодые таланты взялись энергично и талантливо низвергать всё и вся, почти не задумываясь. И на это есть, разумеется, свои объективные причины. В холодной войне победили "они", и результат не замедлил сказаться. Так, например, способствуя разрушению "империи зла", собственный плакат помог разрушить собственное отечество, получив в награду право уйти в небытие, уступив на улицах место все заполняющей агрессивной рекламе. Но тяжёлые катаклизмы в России, как ни парадоксально, имеют и положительные моменты. Они выявляют, поляризуют стороны, помогают ответить на вопрос Кто есть кто? и просвещают заблудших. Дорого это стоит, но конец XX века для России - это время прозрений, и настоящий национальный плакат, временно отстранённый от улицы, народа, лишённый тиражирования, продолжает существовать как авторский, появляясь изредка на отдельных выставках. Плакаты же прошлых времён становятся библиографической редкостью. Их ищут, собирают, включают в банки данных, проявляя тем самым заботу о сохранности культурных ценностей бывшего СССР и России. Но возрождение русского плаката ещё впереди. В него верят, его ждут. Такую надежду вселяет и коллекция предлагаемого проекта.

 
Москва (ВВЦ)
 

НОВОСТИ

 
 
 
Hosted by uCoz